Материалы по профилактике насилия

Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома

ГУО «Социально-педагогический центр Столбцовского района»

 

 

Тренинговая встреча с законными представителями

«Предупреждение насилия и  жестокости в семье»

 

 

 

Цель: предупреждение насилия в семье, осознание ответственности родителей за воспитание детей, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми.

 

Ход тренинговой встречи

 

Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу беседу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год - сей рожь, на десятилетия - сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).

Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы - люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это предупреждение насилия и жестокости в семье и в детском коллективе.

  1. Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить участников между собой, создать условия для эффективного сотрудничества. Но прежде, чем мы попробуем обсудить эту тему, я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут..., о жестоком обращении с детьми я впервые услышала..., в своей жизни я встречалась (не встречалась) с такими людьми, которые жестоко обращаются с детьми».

  1. Упражнение «Правила работы»

Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.

Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезными в работе групп имеются такие правила:

 

  1. Активность.
  2. Право промолчать.
  3. Быть откровенным.
  4. Быть позитивным.
  5. Право поднятой руки.
  6. Правило «здесь» и «сейчас».
  7. Толерантность.
  8. Работать «от» и «до».
  9. Упражнение «Ожидания»

Цель: сформулировать задачи тренинга, настроить участников на работу во время тренинга.

Каждый из вас, услышав тему тренинга, пообщавшись с другими родителями, возможно, имеет определенные вопросы, которые хотел бы решить во время работы. Каждый из вас что-то ожидает от этой встречи. Что же именно? Вы получите стикеры, на которых сможете записать свои ожидания от этого тренинга, пожелания. Потом зачитываете и прикрепляете их на доску ожиданий.

  1. Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: выяснить уровень осведомленности.

Тема нашего тренинга сложная, поскольку касается проявления с нашими с вами детьми жестокости и насилия. К сожалению, это явление живет среди нас, взрослых, а также среди наших детей.  

Поэтому предлагаю всем продолжить предложение: «Насилие и жестокость для меня - это...»

- Почему сегодня мы поднимаем эту тему?

- Какие формы насилия над человеком существуют в нашей стране?

- Кто провоцирует насилие?

 - Чем подкрепляется насилие?

Итак, насилие - любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного человека по отношению к другому человеку, если эти действия нарушают конституционные права и свободы как человека, так и гражданина, а также наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.

Что же такое жестокое обращение с детьми? Как отличить последовательные действия родителей при воспитании у ребенка дисциплинированности и ответственности от их насильственных действий?

Виды и формы жестокого обращения с детьми.

Специалисты выделяют 4 типа жестокого обращения в отношении детей:

  1. Физическое насилие;
  2. Пренебрежение;
  3. Сексуальное насилие;
  4. Психологически жестокое обращение.
  5. Работа в группах.

Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.

I группа – записывает причины жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.

 

II группа – записывает последствия жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.

III группа – записывает условия эффективного общения, приводит примеры.

IV группа – записывает проект идеальной модели взаимоотношений «родители-дети».

  1. Упражнение «Моя семья»

Цель: осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов.

Родителям раздают по 12 кружочков.

Инструкция: «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи.

Положите кружочек с вашим именем (статусом) посередине, потом расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними.

Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу - то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.

Как бы вы хотели изменить свои отношения?

Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»

  1. Упражнение «Ограничения и разрешения».

Цель: проанализировать ограничения и разрешения в семье.

Инструкция: «Заполните таблицу «Запреты – поощрения», записав:

1) Что вам запрещали ваши родители и чем они вас поощряли;

2) Что вы запрещаете своим детям и чем поощряете.

 Подчеркните пункты, которые совпадают. Какие вы сделали выводы?»

  1. Ролевая игра «Обрати внимание»

Цель: обратить внимание на внутренний мир ребенка, проанализировать, как влияют «недоразумение» родителей на эмоциональное состояние детей.

Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка.    

Они получают задание проиграть ситуацию:

 

«Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».

Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли.

Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».

Своими впечатлениями делятся наблюдатели.

  1. Работа в группах. Упражнение «Совет»

Цель: развивать навыки активного слушания, понимания внутреннего мира ребенка, поддержки, сочувствия.

Родители объединяются в 4 группы по временам года.

 

Родителям раздаются проблемные ситуации, обсудив которые, они должны дать совет ребенку, как выйти из сложившейся обстановки.

Ситуация для группы №1:

«Я не буду дружить с Владимиром, потому что он меня обидел. Сегодня я рисовала, а он проходя мимо, задел и опрокинул стакан с водой и весь рисунок испортил. Мы с ним подрались».

Ситуация для группы №2:

«Я не пойду больше в детский сад, потому что меня постоянно обижает Владик, он цепляется ко мне и обзывает».

Ситуация для группы №3:

«Мама, что мне делать? Воспитатель (без основания) обвинил меня в том, что я забрал машинку у Алексея. А я её не брал, он мне сам ее положил в шкафчик».

Ситуация для группы №4:

«Я взяла у Саши карандаши, а когда бежала, то споткнулась и упала и один сломала. Теперь Саша со мной не хочет дружить».

Как видим, предупредить жестокость и агрессивность помогают следующие умения: умение слушать, доброжелательное и теплое общение, ласковый взгляд.

 

  1. Анкетирование «Хорошие ли вы родители?»

            На вопросы этой анкеты нужно отвечать «да», «нет», «не знаю».          1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.         2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.         3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.         4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.         5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.         6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.         7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.         8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас. 

  1. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка. 10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом. 11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).          12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.          13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.          14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.          15. У вас конфликты с собственным ребенком.

                       

                                 Подсчет результатов.

         За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков.          100 - 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

50 - 99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка.      Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

 0 - 49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

  1. Рефлексия

Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от проведенного тренинга.

Педагог-психолог обращается к участникам с предложением составить ему телеграмму из слов, которая содержала бы ответы на такие вопросы:

-Что вы думаете о проведенном тренинге?

-Что было для вас важным?

-Что вам понравилось?

-Оправдались ли ваши ожидания?

Наша встреча подошла к завершению. Надеюсь, что она была для вас полезной, вызвала раздумья, а также желание построить по - новому взаимоотношения в своей семье.

 Каждому родителю педагог-психолог вручает памятки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей

 

 

 

  1. Дети - основа семьи. В процессе воспитания учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.
  2. Не обижайте, не бейте, не унижайте ребенка. Криком вы ничего не измените.
  3. Найдите время для беседы с ребенком. Во время общения не реагируйте бурно, не осуждайте, а будьте тактичными, толерантными в выражении своих суждений, мыслей. Старайтесь контролировать режим дня ребенка.
  4. Помните, что ребенок – это ваше отражение (грубость порождает грубость, крик - крик, а взаимопонимание и доброжелательность – добро и согласие в семье). Спросите себя: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок был похож на меня?»
  5. Ребенок - это целый мир, воспринимайте его как цельную личность, взрослого человека, который имеет свои права и определенные обязанности.
  6. Если вы заметили, что у ребенка «трудный» период, тогда поддержите его.
  7. Не отдаляйте ребенка от себя - найдите время поговорить, понять, вспомнить себя в его возрасте, помогите, если нужно, ласковым добрым словом.
  8. Не жалейте нежных слов, строя отношения с собственным ребенком.
  9. Вы дали ребенку жизнь, поэтому помогите сориентироваться в бурном море жизненных событий.
  10. Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть.

Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома

ГУО «Социально-педагогический центр Столбцовского района»

Занятие-тренинг «Стратегии личной безопасности» для подростков

Цель: содействовать формированию ответственного поведения подростков через активизацию стратегий личной безопасности.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с факторами риска и стратегиями безопасного поведения.

2.Развитие умения видеть в жизненной ситуации угрозу половой неприкосновенности.

3.Формирование навыков безопасного поведения.

Категория: учащиеся 8-11 классов.

 

Ведущий.

Добрый день ребята, я рада вас приветствовать на сегодняшнем занятии. Тема сегодняшнего занятия «Стратегии личной безопасности». Мы поговорим с вами о свободе в отношениям между мужчиной и женщиной. Сегодня мы с вами совместно выработаем стратегии личной безопасности, которые помогут нам противостоять насилию и сохранить половую неприкосновенность.

Разминка

Упражнение «Друг к дружке!»

Ведущий:

Чтобы размяться, поднять настроение, настроиться на работу, я предлагаю поиграть в одну игру, во время которой всё нужно делать очень-очень быстро. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:

– Правая рука к правой руке!

– Нос к носу!

– Спина к спине!

А теперь запомните: каждый раз, как только я крикну: «Друг к дружке!», вам надо быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак, «Друг к дружке!».

– Ухо к уху!

– Колено к колену!

– Пятка к пятке!

Обсуждение

-Понравилась ли вам игра?

-Легко ли было действовать так быстро?

Сейчас я раздам вам смайлики, вы внимательно посмотрите какая эмоция на смайлике.

Итак, ребята, у кого какая эмоция (ответы учащихся)

Итак, если у вас на смайлике эмоция радости, то я приглашаю вас присесть в 1 группу, если вы получили на смайлике восторг то вам надо сесть во вторую группу, если на смайлики удивление, то ваша группа третья.

Основная часть

Ведущий: скажите, что такое половая свобода (ответы ребят).

Половая свобода – это право каждого взрослого человека самому решать, с кем и в какой форме удовлетворять свои сексуальные потребности. Свобода – это выбор, выбор между да и нет. 

Ведущий: Когда человек обретает половую свободу? (Учащиеся отвечают)

Совершенно верно, с достижением совершеннолетия, после 18 лет.

Ведущий: Итак, что такое половая неприкосновенность? (Учащиеся высказывают мнения).

Половая неприкосновенность – составная часть личной неприкосновенности, охраняющая человека от любых противоправных личных посягательств.

У несовершеннолетних выбора «да» быть не может, так гласит закон.

Преступления против половой неприкосновенности называют сексуальным насилием.

Сегодня мы с вами поговорим, как обезопасить себя от посягательств на нашу половую и личную неприкосновенность.

Психологический практикум

Ведущий: Сейчас я предлагаю каждой группе ситуации, вы должны подумать и выделить слагаемые опасности для каждой ситуации. (Приложение 1)

Каждой группе дается по 2 ситуации. Группа выделяет слагаемые опасности и презентует свою работу.

Ребята, сейчас разбирая ситуации, мы с вами знакомились со слагаемыми опасности. Посмотрите, пожалуйста, на доску, и скажите, какие слагаемые мы не назвали?  

Какие примеры можно привести, учитывая данную опасность?

Слагаемые опасности: (на доске)

1 Время (позднее время)

2 Место (глухие заброшенные  парки, скверы и.т.д.)

3 Излишняя доверчивость

4 Профессия

5 Неосторожность, неосмотрительность

6 Легкомысленность, неразборчивость

7 Вызывающий внешний вид

8 Аморальное поведение (беспутное, низкое)

9 Незнакомая компания

10 Употребление алкоголя

11 Скандальный невыдержанный характер

12 Грубость, агрессия, деспотизм

13 Нетрудовые доходы

14 Образование

15 Пол

 

Игра «Ангел бес»

От каждой группы приглашаются по 1 человеку.

Главному персонажу предстоит принять решение, как поступить в данной ситуации. У него есть два советчика – «Ангел» и «Бес», выбираемые из группы.

«Ангел» стоит у героя за правым плечом,

«Бес» — за левым.

«Ангел» и «Бес» приводят аргументы в пользу противоположных решений:

«Ангел» — отстаивает взвешенное, ответственное решение, приводящее к пользе героя, суть которого подождать настоящей любви.

«Бес» — на первый взгляд легкое решение, но разрушительное для личности, состоящее в подчинении сиюминутному порыву или давлению окружающих.

Главный герой может общаться со своими советчиками. Приняв окончательное решение, он делает шаг вправо или влево. (Приложение 2)

Обсуждение:

  • Что чувствовали участники?
  • Кто принимал решение?
  • Как менялась ситуация?
  • Какие аргументы советчиков были самыми убедительными? Какие повлияли на принятие решения?
  • Какие отдаленные последствия могут быть у принятых решений? (т.е. чем опасны советы «Беса» и чем полезны советы «Ангела»).

В: Принимая решения, мы всегда должны подходить ответственно и взвешенно, думать о пользе, или вреде данного решения.

Запомните стратегии личной безопасности. Это такие защитные стратегии, как:

*Не теряй контакты с людьми

*Хорошо обучайся

*Закрывай и запирай

*Будь на виду

*Выбирай безопасные места

*Проверяй

*Не ссорься

*Наблюдай

 

Завершение работы:

Упражнение «Погладь себя по макушке»

Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Давайте похвалим себя за это. Погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек ,которые помогают снять напряжение, стресс), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня, напойте полюбившуюся мелодию.

Рефлексия: В конце занятия учащимся предлагается выполнить упражнение «Чемодан – СМС»

На картинке с чемоданом, запишите пожалуйста что вы получили сегодня на занятии и хотите взять с собой.

На картинке с телефоном напишите СМС о чем еще вы хотели бы узнать (поговорить) по данной проблеме. Время на работу 2 мин.

Спасибо за работу, до новых встреч.

 

 

 

Приложение 1

  1. Молодая девушка, задержалась на работе. Возвращаясь домой, поздним вечером, решила сократить свой путь через заброшенный  парк.

Слагаемые опасности______________________________________

 

 

 

  1. За окном темнело, и в комнате, где специально не включали свет, царил таинственный полумрак. От выпитого вина у Тани кружилась голова. А впрочем, не одно вино здесь было виновато. Просто она первый раз оказалась в гостях у Дэна. Все было почти как в романе — цветы, музыка, стихи, которые Дэн сочинял сам. Но все-таки где-то в глубине души шевелился червячок беспокойства. Слишком уж все было хорошо, у Татьяны создалось впечатление, что от нее чего-то ждут. «Ну что с тобой, — наклонившись к ней совсем близко, прошептал Дэн, — тебе надо расслабиться. Попробуй вот это!» На вытянутой ладони Дэна Татьяна увидела две таблетки.

Слагаемые опасности:___________________________________

 

 

 

  1. Молодые девушки пришли на дискотеку, познакомились с двумя парнями. Один из парней сообщает, что сегодня его день рождения, поэтому он приглашает всю компанию продолжить вечеринку на квартире. Девушки соглашаются.

Слагаемые опасности:___________________________________________

 

 

 

  1. Вечеринка была в разгаре, когда вошла Ольга. Внешний вид девушки был вызывающим. На вечеринке было много молодых людей, которых она не знала. В этот вечер девушка много пила спиртного, вела себя вульгарно, вешалась на парней, выражалась нецензурной бранью. 

Слагаемые опасности:________________________________________

 

 

  1. Лена ни с кем не встречалась, одиночество ей надоело. Однажды она шла по улице и вдруг, как в сказке, к ней подходит ослепительно красивый молодой человек с букетом цветов, говорит комплименты, предлагает подвезти. Лена соглашается.

Слагаемые опасности:____________________________________________

 

 

 

  1. В кафе молодой человек вел себя очень нагло, агрессивно. Был груб с персоналом, скандалил с людьми, выражался нецензурной бранью. В течение вечера познакомился с девушкой и предложил проводить ее до дома. Девушка соглашается.

Слагаемые опасности: _____________________________________

 

 

 

Приложение 2

Ситуация:

Наташа поссорилась с Костей. Чтобы развеяться и отдохнуть, она собирается на дискотеку.

Ангел:

Бес:

Она ярко краситься.

Ангел:

Бес:

Одевает короткую юбку.

Ангел:

Бес:

На дискотеке к Наташе подходит парень и предлагает познакомиться.

Ангел:

Бес:

Молодой человек предлагает Наташи подвести ее до дома.

Ангел:

Бес:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слагаемые опасности:

 

1 Время (позднее время)

2 Место (глухие заброшенные  парки, скверы и.т.д.)

3 Излишняя доверчивость

4 Профессия

5 Неосторожность, неосмотрительность

6 Легкомысленность, неразборчивость

7 Вызывающий внешний вид

8 Аморальное поведение (беспутное, низкое)

9 Незнакомая компания

10 Употребление алкоголя

11 Скандальный невыдержанный характер

12 Грубость, агрессия, деспотизм

13 Нетрудовые доходы

14 Образование

15 Пол

Слагаемые опасности:

 

1 Время (позднее время)

2 Место (глухие заброшенные  парки, скверы и.т.д.)

3 Излишняя доверчивость

4 Профессия

5 Неосторожность, неосмотрительность

6 Легкомысленность, неразборчивость

7 Вызывающий внешний вид

8 Аморальное поведение (беспутное, низкое)

9 Незнакомая компания

10 Употребление алкоголя

11 Скандальный невыдержанный характер

12 Грубость, агрессия, деспотизм

13 Нетрудовые доходы

14 Образование

15 Пол

 

 

Слагаемые опасности:

 

1 Время (позднее время)

2 Место (глухие заброшенные  парки, скверы и.т.д.)

3 Излишняя доверчивость

4 Профессия

5 Неосторожность, неосмотрительность

6 Легкомысленность, неразборчивость

7 Вызывающий внешний вид

8 Аморальное поведение (беспутное, низкое)

9 Незнакомая компания

10 Употребление алкоголя

11 Скандальный невыдержанный характер

12 Грубость, агрессия, деспотизм

13 Нетрудовые доходы

14 Образование

15 Пол

Слагаемые опасности:

 

1 Время (позднее время)

2 Место (глухие заброшенные  парки, скверы и.т.д.)

3 Излишняя доверчивость

4 Профессия

5 Неосторожность, неосмотрительность

6 Легкомысленность, неразборчивость

7 Вызывающий внешний вид

8 Аморальное поведение (беспутное, низкое)

9 Незнакомая компания

10 Употребление алкоголя

11 Скандальный невыдержанный характер

12 Грубость, агрессия, деспотизм

13 Нетрудовые доходы

14 Образование

15 Пол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Анн Л.Ф //Психологический тренинг с подростками.- М,2006.
  2. Психокоррекционные занятия с учащимися. Учебно-методическое пособие для психологов общеобразовательной школы. –Астана: «Арман–ПВ», 2010.

Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома

ГУО «Социально-педагогический центр Столбцовского района»

 

Занятие-тренинг «О ценностях человеческой жизни»

(для учащихся 5 классов)

Цель: формирование ценностного отношения учащихся к своей жизни; ответственности за себя, свои действия.

 

Задачи:

1.Познакомить с понятием «жизненные ценности».

2.Содействовать формированию нравственной личности, стремящейся к добру и красоте.

3.Научить овладевать навыками аргументированного отказа в ситуации выбора; отстаивания своей точки зрения.

4.Формировать ответственное отношение к собственной жизни.

 

Разминка

Упражнение «Календарь настроения»

Цель: изучение настроения участников в начале занятия.

Ход: На ватмане каждый участник пишет свое имя и в колонке «начало занятия» рисует одно из трех изображений:

- солнышко – настроение хорошее;

- тучка – настроение плохое;

- солнышко и тучка – настроение и не хорошее, и не плохое.  

 

Основная часть:

Беседа «Что такое ценность?»

-Ребята, как вы понимаете слово «ценность».

Примерные ответы: ценные вещи, деньги, драгоценности, золото, серебро, квартира, дорогие вещи, машина, здоровье, родители, дети и др.)

- А самое важное, самое ценное для человека? Да. Это жизнь.

Чего желают люди друг другу всегда? (счастья, долгой и счастливой жизни, счастья в жизни и т.д.). Именно эти пожелания мы пишем на поздравительных открытках, в чатах. И сколько бы лет не исполнилось, всем желают счастья и долгой жизни.

Упражнение «Опиши жизнь»

Давайте вместе попробуем ответить на вопросы:

- Какая может быть жизнь? (счастливая, долгая, красивая, длинная, интересная, многогранная, бесценная).

- Какая форма у нее может быть?

- Что вы можете ощущать, прикасаясь к ней?

- А какой аромат она излучает?

- Какой она может быть на вкус?

А сейчас каждый участник скажет, какую жизнь для себя он хочет. (ответы детей).

Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

Упражнение «Банка жизни»

- Перед вами пустая банка. Представьте, что это наша жизнь. Вам надо наполнить нашу жизнь самыми важными вещами нашей жизни, из которых складывается счастливая жизнь. Подходите по одному, берите камешек, называйте ценность и аккуратно кладите в банку (это здоровье, родители, родственники, деньги, работа, карьера, учеба, сестра, брат).

- Банка полная, однако есть еще пустоты. Давайте засыплем их драже.

- Осталось еще место. Давайте засыплем его крупой.

- Теперь банка полная. Попробуем объяснить наши действия: банка – это наша жизнь. Большие камешки – самые ценные вещи в нашей жизни (семья, родные, здоровье и т.д.). Драже – это те вещи, без которых можно обойтись, которые не так значимы для нас (дорогой костюм, машина, квартира, карьера, круиз и др.). Крупа – все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те маленькие радости, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

Вывод: жизнь складывается из больших ценностей, без чего человек не может обойтись; из незначительных ценностей, без которых мы можем обойтись; из маленьких радостей, которые сопровождают каждого из нас.

А что нужно делать, чтобы жизнь была счастливой?

Притча о счастье.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что еще слепить тебе, человек? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Вопросы детям: Что Бог хотел этим сказать? (чтобы каждый человек сам слепил себе счастье, которое он хочет). Правильно ли Бог поступил в этой ситуации? (правильно, у каждого свое понимание счастья, Бог оставил выбор человеку).

Вывод: каждый человек «лепит жизнь по-своему». Каждый человек – кузнец своего счастья.

- Но человек живет не один. Он постоянно находится в обществе людей (когда учится, работает, на отдыхе и т.д.). И человек испытывает давление со стороны других. И нужно постараться противостоять этому давлению.

Упражнение «Просьба-отказ».

Участники разбиваются на пары, один из них сжимает руку в кулак, другому нужно ее разжать.

Беседа: какие трудности испытали, что почувствовали.

Упражнение «Марионетка»

- А сейчас я вам предлагаю почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие.

Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника-марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов – перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

Обсуждение: что чувствовали участники игры, когда были в роли «куклы»? Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно? Хотелось ли что-то сделать самому?

Упражнение «Мое самоуважение»

На доске рисуется круг. Это – человек. Его надо окружить лепестками, символически представляющими элементы, из которых складывается уважение к себе (вера в свои способности, ощущение своей ценности, умение настоять на своем, уверенность в себе, умение позаботиться о себе, хорошая успеваемость, доверие окружающих, умение аргументировать свою точку зрения и др.).

Как можно противостоять давлению окружающих?

- просто сказать «нет» без объяснения.

- отказаться и объяснить причину.

- отказаться и уйти.

- найти своих единомышленников.

- не бояться быть собой.

Упражнение «Мое жизненное кредо».

Я предлагаю создать и озвучить проект «Мое жизненное кредо» (в переводе с латинского – верю).

Участники делятся на две группы.

Создают коллажи из предложенных фраз, рисуют картинки.

Фразы:

Жить увлеченно

Идти вперед

Стараться быть цельной натурой

Стремиться к новым знаниям

Признавать и уважать ценность каждого другого человека

Всегда идти в нужном направлении

Знать себя и слушать свой внутренний голос

Научиться любить и принимать себя

Ценить каждое мгновение жизни

Стихотворение о жизни (написанное матерью Терезой)

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

- Выберите те строчки из стихотворения, которые подходят к вам больше. Озвучьте.

Вывод: самое важное в жизни человека – это делать добро окружающим, помогать нуждающимся. Эта помощь может быть нематериальной, слова гораздо важнее. Нужно, чтобы это добро шло от сердца, было внутренней потребностью человека.

Хочется озвучить слова Николая Островского, которые написаны в романе «Как закалялась сталь»: «Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.»

 

Итог

Каждый участник высказывается о своем отношении к проведенному занятию и заполняет «Календарь настроения»

Цель: изучение настроения участников в начале занятия.

Ход: На ватмане каждый участник пишет свое имя и в колонке «заключение» рисует одно из трех изображений:

- солнышко – настроение хорошее;

- тучка – настроение плохое;

- солнышко и тучка – настроение и не хорошее, и не плохое. 

Психолог: Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

Умейте говорить «нет», если взгляды окружающих не соответствуют вашим. Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что у вас все получится. Любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь – это основа жизни.

Рецепт счастья: возьмите чашку терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

 

 

 Жить увлеченно

 

Идти вперед

 

Стараться быть цельной натурой

 

Стремиться к новым знаниям

 

Признавать и уважать ценность каждого другого человека

 

Всегда идти в нужном направлении

 

Знать себя и слушать свой внутренний голос

 

Научиться любить и принимать себя

 

Ценить каждое мгновение жизни

 

Стихотворение о жизни (написанное матерью Терезой)

 

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, сыграй в нее.

Жизнь бесценна, береги ее.

Жизнь – это богатство, храни его.

Жизнь – это таинство, познай его.

Жизнь – это любовь, наслаждайся ею.

Жизнь – это обещание, исполни его.

Жизнь – это скорбь, преодолей ее.

Жизнь – это песня, спой ее.

Жизнь – это борьба, прими ее.

Жизнь – это трагедия, перебори ее.

Жизнь – это возможность, не упусти ее.

Жизнь – это красота, восхищайся ею.

Жизнь – это блаженство, вкуси его.

Жизнь – это мечта, реализуй ее.

Жизнь – это вызов, прими его.

Жизнь – это приключение, испытай его.

Жизнь – это удача, поймай ее.

Жизнь – это борьба, борись за нее.

 

 

 

 

 

Умейте говорить «нет», если взгляды окружающих не соответствуют вашим. Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что у вас все получится. Любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь – это основа жизни.

Рецепт счастья: возьмите чашку терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

 

Умейте говорить «нет», если взгляды окружающих не соответствуют вашим. Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что у вас все получится. Любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь – это основа жизни.

Рецепт счастья: возьмите чашку терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

 

 

Умейте говорить «нет», если взгляды окружающих не соответствуют вашим. Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что у вас все получится. Любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь – это основа жизни.

Рецепт счастья: возьмите чашку терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

 

Умейте говорить «нет», если взгляды окружающих не соответствуют вашим. Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что у вас все получится. Любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь – это основа жизни.

Рецепт счастья: возьмите чашку терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

Час с психологом для учащихся 9-11 классов

Деловая игра «Ответственное отношение к половому воспитанию».

                                                                                                            

Цель формирование правильного отношения к половому воспитанию подростков.

Задачи

 

  • Стимулировать умение учащихся формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к половому воспитанию, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.
  • Формировать систему моральных норм и ценностей.
  • Развивать умение вести диалог на основе равноправных отношений и тренировать желание выполнять моральные нормы в отношении взрослых людей и своих сверстников.
  • Воспитывать желание отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, а также стремление учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Оформление и оборудование: карточки с кейсами, вопросами, изречениями, чистые листы, карандаши.

Ход

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Сегодня мы с вами на часе с психологом совершим путешествие в будущее и примерим на себя роли ваших родителей.

 - Что такое счастливая семья? Ответы

Сегодня здесь собрались все те, кто убеждён, что семья - это пристань,     где тебя понимают и ждут.  Главный закон в семье -  любовь, забота друг о друге и если этот закон соблюдается, то дом будет местом, где любят, понимают и принимают таким, каков ты есть; местом, где тепло и уютно, где тебе помогут, подскажут и простят.

  1. Актуализация знаний

–  Каждый из нас мечтает о семейном счастье по-своему. Кто-то мечтает о красивом уютном доме, кто-то думает о машине, о хорошей работе. Но, вероятно, вы все согласитесь со мной, что ни один человек не представляет себя счастливым без любимого человека, без любви (добавляет прилагательные – любимый, любимая), без  интимных отношений.

      – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

     – Правильно. А кто честно признается, с кем разговаривали на эту тему родители или спрашивали вы их о интересующей вас теме?

  1. Постановка проблемной задачи

Мама на папу глядит, улыбается,

Папа на маму глядит, улыбается,

А день самый будний, не воскресенье,

 И за окошком – не солнце, а вьюга,

Просто такое у них настроение,

Просто они очень любят друг друга.

 От этой любви и легко, и светло.

Мне с папой и мамой так повезло!

 Сфера любви и интимных отношений – это большей частью тема запретная, на эту тему некоторые родители предпочитают не говорить, думая, что все разрешится само и подросток зачастую остается один на один со своими проблемами

– Кто же можем представить тему нашего занятия?

  1. Оглашение темы

– Итак, тема нашего часа с психологом «Ответственное отношение к половому воспитанию».

  1. Ход игры

– Мы сегодня час с психологом проведем в форме деловой игры «Ответственное отношение к половому воспитанию».

        Вам предоставляется возможность стать родителями понарошку и попробовать свои силы на деле: "ваши дети” будут вас озадачивать, а вы будете осуществлять воспитательный процесс, т. е. воспитывать их. Говорят, век живи – век учись. А нужно ли учиться быть родителем? Хорошим родителем? Хотите "повоспитывать” кого-нибудь?

– Готовы ли вы сейчас взвалить весь этот груз на свои хрупкие плечи?

– Чтобы начать игру, все желающие садятся за столы. Так как мы будем разбирать семейные проблемы, нам необходимы семьи (т. е. пары, исполняющие роль семьи). Выбрать себе пару поможет следующее упражнение.

Упражнение «Создаём семью». Перед каждым из участников лежат листочки и ручки. Я называю слово, существительное, а участники записывают его и подбирают к нему определения (например, небо – голубое, облачное, бесконечное, лазурное и т. д.).

 Существительные разные: семья, дом, магазин, город, горы и др. Те учащиеся, у которых совпадет наибольшее количество подобранных определений, составляют пару, т. е. семью.

 – Итак, семьи уже есть. Каждая семья занимает свой стол - квартиру.

Для сплочения семьи, поддержания уровня семейного благополучия развития умения слушать и слышать, договариваться и принимать решения выполним следующее игровое задание.

Упражнение «Составьте высказывание и объясните значение». (Приложение 1).  В конвертах находятся высказывания о семье и семейном воспитании, разрезанные на отдельные слова.  Теперь парам предлагается вытянуть конверт, в котором лежат слова. Необходимо сложить слова так, чтобы получилось высказывание о семье или о воспитании, прочитать его присутствующим и, посоветовавшись друг с другом, прокомментировать его.

Упражнение «Наши дети в мечтах».

– Пока пары решали проблемы, прошло время, в их семьях родились дети. Теперь молодые семьи будут себе представлять, каким вырастет у каждой из них ребенок, предположим, девочка. Все люди умеют мечтать. Мечтать, говорят, не вредно. Наши пары тоже сейчас начнут "мечтать”, то есть записывать на листочках, какой хотели бы ее воспитать, какой хотели бы видеть ее взрослой?

         Обсуждение упражнения «Наши дети в мечтах».

– Но время неумолимо, оно проходит, летит, и вы становитесь родителями 16 – летней девочки. Тут-то как раз и подошло время столкнуться с проблемами, обещанными вам в начале встречи.

Итак, уважаемые "родители”, вам необходимо решить неожиданную для вас семейную ситуацию. Как? (приложение 2.)

Здесь реакция ребят на прочитанное может быть разной: от удивления до гнева. Поэтому важно дать возможность участникам высказаться, "выпустить пар”. Очень важный момент: первое восприятие неожиданного. Парам дается время для обсуждения проблемы внутри семьи. Обязательно напомнить ребятам о том, что ситуации неожиданные для их семьи, сложные, и предложить перечень вопросов, с помощью которых им будет легче принять решение(приложение 3).

После обсуждения каждой ситуации психолог напоминает о том, что неразрешимых ситуаций в жизни нет, из какой ситуации есть выход,  потом делает анализ решения "семейного совета”, причем обращает внимание, прежде всего на все положительное в воспитательном подходе в данной семье.

 - Сложно или легко было вам в роли родителей?

 - Сложные ли были ситуации для вас?

 - Смогли ли вы найти решение проблем в вашей «семье»?

 - Какой вывод вы можете сделать?

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Метод «Заверши фразу»

 Сегодня я узнал…                                                                                                                                                         В игре было интересно…                                                                                                                                           Было трудно…                                                                                                                                                                 Я выполнял роль…                                                                                                                                                         Я понял, что родитель…                                                                                                                                           Теперь я могу…                                                                                                                                                               Я почувствовал…                                                                                                                                                             У меня получилось…                                                                                                                                                       Я попробую…                                                                                                                                                             Меня удивило…                                                                                                                                                               Я научился…                                                                                                                                                                 Я приобрёл…      

 

                                                                                                      

                                                                                

 

                                                                                                 Приложение 1.

 

        В семейной жизни самый важный винт - это любовь... §Чехов Антон Павлович

 

        Брак истинный только тот, который освещает любовь § Толстой Л. Н.

        Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно §Прутков Козьма

        Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.  § Ларошфуко Франсуа де

        Любовь одна, но подделок под нее - тысячи. §Ларошфуко Франсуа де

        Любовь травами не лечится. §Овидий

 

                                                                                                                              Приложение 2.

Кейсы

 

СИТУАЦИЯ 1

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила.… Оказывается, ваша дочь встречается с женатым мужчиной.

СИТУАЦИЯ 2

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила.… Оказывается, ваша дочь побаивается ребят и считает их грубоватыми.

СИТУАЦИЯ 3

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила.… Оказывается, ваша дочь любит одного парня, встречается с ним и живет с ним половой жизнью.

СИТУАЦИЯ 4

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила.… Оказывается, ваша дочь встречается и живет половой жизнью с парнем, хотя его и не любит. Он симпатичный, ей с ним просто интересно, но о любви и замужестве речи нет.

СИТУАЦИЯ 5

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила.… Оказывается, ваша дочь встречается с несколькими ребятами.

СИТУАЦИЯ 6

Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила.… Оказывается, ваша дочь беременная и собирается делать аборт.

                                                                                                       Приложение 3.

 

  1. Что вас в вашей ситуации огорчает, что успокаивает?
  2. Вы считаете такое поведение нормальным для вашей дочери?
  3. Может быть, вы приветствуете ее поступок? Или считаете недопустимым и хотели бы запретить? Почему?
  4. Вы сможете как-то доказать свой запрет дочери? (Знайте, что ваши доказательства должны быть убедительны не только для вас, но и для вашей дочери).
  5. Как вы будете доказывать свою правоту? С помощью эмоций, возмущения, плача, ремня или чего-то другого?
  6. Почему могло произойти все это?
  7. А как можно было предупредить эту ситуацию, не допустить?