Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома
ГУО «Социально-педагогический центр Столбцовского района»
Тренинговая встреча с законными представителями
«Предупреждение насилия и жестокости в семье»
Цель: предупреждение насилия в семье, осознание ответственности родителей за воспитание детей, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми.
Ход тренинговой встречи
Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу беседу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год - сей рожь, на десятилетия - сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).
Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы - люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это предупреждение насилия и жестокости в семье и в детском коллективе.
- Упражнение «Знакомство»
Цель: познакомить участников между собой, создать условия для эффективного сотрудничества. Но прежде, чем мы попробуем обсудить эту тему, я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут..., о жестоком обращении с детьми я впервые услышала..., в своей жизни я встречалась (не встречалась) с такими людьми, которые жестоко обращаются с детьми».
- Упражнение «Правила работы»
Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезными в работе групп имеются такие правила:
- Активность.
- Право промолчать.
- Быть откровенным.
- Быть позитивным.
- Право поднятой руки.
- Правило «здесь» и «сейчас».
- Толерантность.
- Работать «от» и «до».
- Упражнение «Ожидания»
Цель: сформулировать задачи тренинга, настроить участников на работу во время тренинга.
Каждый из вас, услышав тему тренинга, пообщавшись с другими родителями, возможно, имеет определенные вопросы, которые хотел бы решить во время работы. Каждый из вас что-то ожидает от этой встречи. Что же именно? Вы получите стикеры, на которых сможете записать свои ожидания от этого тренинга, пожелания. Потом зачитываете и прикрепляете их на доску ожиданий.
- Упражнение «Мозговой штурм»
Цель: выяснить уровень осведомленности.
Тема нашего тренинга сложная, поскольку касается проявления с нашими с вами детьми жестокости и насилия. К сожалению, это явление живет среди нас, взрослых, а также среди наших детей.
Поэтому предлагаю всем продолжить предложение: «Насилие и жестокость для меня - это...»
- Почему сегодня мы поднимаем эту тему?
- Какие формы насилия над человеком существуют в нашей стране?
- Кто провоцирует насилие?
- Чем подкрепляется насилие?
Итак, насилие - любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного человека по отношению к другому человеку, если эти действия нарушают конституционные права и свободы как человека, так и гражданина, а также наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.
Что же такое жестокое обращение с детьми? Как отличить последовательные действия родителей при воспитании у ребенка дисциплинированности и ответственности от их насильственных действий?
Виды и формы жестокого обращения с детьми.
Специалисты выделяют 4 типа жестокого обращения в отношении детей:
- Физическое насилие;
- Пренебрежение;
- Сексуальное насилие;
- Психологически жестокое обращение.
- Работа в группах.
Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.
I группа – записывает причины жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.
II группа – записывает последствия жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.
III группа – записывает условия эффективного общения, приводит примеры.
IV группа – записывает проект идеальной модели взаимоотношений «родители-дети».
- Упражнение «Моя семья»
Цель: осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов.
Родителям раздают по 12 кружочков.
Инструкция: «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи.
Положите кружочек с вашим именем (статусом) посередине, потом расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними.
Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу - то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.
Как бы вы хотели изменить свои отношения?
Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»
- Упражнение «Ограничения и разрешения».
Цель: проанализировать ограничения и разрешения в семье.
Инструкция: «Заполните таблицу «Запреты – поощрения», записав:
1) Что вам запрещали ваши родители и чем они вас поощряли;
2) Что вы запрещаете своим детям и чем поощряете.
Подчеркните пункты, которые совпадают. Какие вы сделали выводы?»
- Ролевая игра «Обрати внимание»
Цель: обратить внимание на внутренний мир ребенка, проанализировать, как влияют «недоразумение» родителей на эмоциональное состояние детей.
Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка.
Они получают задание проиграть ситуацию:
«Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».
Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли.
Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».
Своими впечатлениями делятся наблюдатели.
- Работа в группах. Упражнение «Совет»
Цель: развивать навыки активного слушания, понимания внутреннего мира ребенка, поддержки, сочувствия.
Родители объединяются в 4 группы по временам года.
Родителям раздаются проблемные ситуации, обсудив которые, они должны дать совет ребенку, как выйти из сложившейся обстановки.
Ситуация для группы №1:
«Я не буду дружить с Владимиром, потому что он меня обидел. Сегодня я рисовала, а он проходя мимо, задел и опрокинул стакан с водой и весь рисунок испортил. Мы с ним подрались».
Ситуация для группы №2:
«Я не пойду больше в детский сад, потому что меня постоянно обижает Владик, он цепляется ко мне и обзывает».
Ситуация для группы №3:
«Мама, что мне делать? Воспитатель (без основания) обвинил меня в том, что я забрал машинку у Алексея. А я её не брал, он мне сам ее положил в шкафчик».
Ситуация для группы №4:
«Я взяла у Саши карандаши, а когда бежала, то споткнулась и упала и один сломала. Теперь Саша со мной не хочет дружить».
Как видим, предупредить жестокость и агрессивность помогают следующие умения: умение слушать, доброжелательное и теплое общение, ласковый взгляд.
- Анкетирование «Хорошие ли вы родители?»
На вопросы этой анкеты нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». 1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом. 2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка. 3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка. 4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы. 5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей. 6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение. 7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей. 8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
- Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка. 10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом. 11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень). 12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали. 13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости. 14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению. 15. У вас конфликты с собственным ребенком.
Подсчет результатов.
За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. 100 - 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.
50 - 99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0 - 49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
- Рефлексия
Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от проведенного тренинга.
Педагог-психолог обращается к участникам с предложением составить ему телеграмму из слов, которая содержала бы ответы на такие вопросы:
-Что вы думаете о проведенном тренинге?
-Что было для вас важным?
-Что вам понравилось?
-Оправдались ли ваши ожидания?
Наша встреча подошла к завершению. Надеюсь, что она была для вас полезной, вызвала раздумья, а также желание построить по - новому взаимоотношения в своей семье.
Каждому родителю педагог-психолог вручает памятки.
Памятка для родителей
- Дети - основа семьи. В процессе воспитания учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.
- Не обижайте, не бейте, не унижайте ребенка. Криком вы ничего не измените.
- Найдите время для беседы с ребенком. Во время общения не реагируйте бурно, не осуждайте, а будьте тактичными, толерантными в выражении своих суждений, мыслей. Старайтесь контролировать режим дня ребенка.
- Помните, что ребенок – это ваше отражение (грубость порождает грубость, крик - крик, а взаимопонимание и доброжелательность – добро и согласие в семье). Спросите себя: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок был похож на меня?»
- Ребенок - это целый мир, воспринимайте его как цельную личность, взрослого человека, который имеет свои права и определенные обязанности.
- Если вы заметили, что у ребенка «трудный» период, тогда поддержите его.
- Не отдаляйте ребенка от себя - найдите время поговорить, понять, вспомнить себя в его возрасте, помогите, если нужно, ласковым добрым словом.
- Не жалейте нежных слов, строя отношения с собственным ребенком.
- Вы дали ребенку жизнь, поэтому помогите сориентироваться в бурном море жизненных событий.
- Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть.